Организация коллективных творческих дел

как условие накопления и обогащения

нравственного опыта выпускников

общеобразовательной школы

 

 

       
 


 

 

 

 

Содержание:

Информация об опыте………………………………………….3

Технология опыта………………………………………………9

Результативность опыта………………………………………..16

Библиографический список…………………………………….20

Приложение к опыту……………………………………… 

Раздел I.

Информация об опыте 

Условия возникновения и становления опыта.

В условиях модернизации образования  школа ставит перед собой перспективную цель: готовить выпускников с развитыми личными качествами, такими как коммуникабельность, креативность, ответственность, активная жизненная позиция. Приоритетами стали социализация личности, умение адаптироваться в определённых условиях, делать правильный выбор. Воспитание определяется нами как процесс педагогической помощи ребёнку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном определении.

Опыт работы формировался в Бехтеевской средней школе, которая находится в центре села, что даёт возможность широко использовать воспитательные возможности микрорайона. В непосредственной близости находятся: районный Дом народного творчества, станция юных натуралистов, спортивно-оздоровительный комплекс, детско-юношеский спортивный  клуб, детский сад, парковая зона с памятником воину-освободителю от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

В 2002 году классный руководитель  взял 5 класс, где обучалось 23 ученика: 15 девочек и 8 мальчиков. Классный коллектив был разобщен на микрогруппы. Предварительное диагностическое исследование учащихся выявило, что лишь 8% учеников реализуют свои творческие способности, 5 % не видят в себе таковых, а остальные школьники, по их мнению, владея творческими данными, не развивают их и не находят им применения.  Также было выявлено отсутствие инициативы среди детей, слабое умение детей работать самостоятельно, довольно низкий уровень креативности.

 Классному руководителю  было  очень важно знать, как относятся друг к другу  пятиклассники, значим ли для  них их классный коллектив. Для изучения этих вопросов были использованы следующие диагностические методики: «Фотография» ( каждый учащийся класса выступал в роли «фотографа», делал «снимок» т.е. рисунок своего класса)  и  «Дом, в котором я живу» (здесь ученик «заселял» дом значимыми для него людьми).

Диагностические  методики позволили выявить ряд проблем:

-       коллектив в классе отсутствует, класс разбит на пять микрогрупп;

-       в классном коллективе отсутствуют традиции;

-       треть учащихся класса не участвуют в жизни класса;

-       12% детей одиноки в семье;

-       негативное отношение к единым требованиям, низкая социальная активность детей;

-       искаженные представления о нравственных ценностях.

Анкетирование, проведенное среди родителей, показало, что в некоторых семьях дети предоставлены сами себе, родители при этом заняты своими проблемами. Родители не принимают участия в организации воспитательной деятельности с учащимися, оказывают помощь школе только в решении хозяйственных вопросов.

Традиционные формы воспитания в этих условиях не позволяют обеспечить эффективность воспитательного процесса.

Так возникла идея создания воспитательной системы, которая объединит усилия классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, родителей на решение поставленных задач через использование технологии коллективной творческой деятельности.

Актуальность опыта.

В условиях модернизации образования проблема развития инициативы и творческих возможностей детей в России приобретает особую актуальность, определяя перспективы выхода страны на качественно новый образовательный уровень.  Неоценимую значимость этот вопрос приобретает в контексте поиска путей духовного становления личности ребёнка через коллективную творческую деятельность.

В результате проведённых диагностических исследований выявилось противоречие:

-       между имеющимися творческими природными задатками практически у каждого школьника и недостатком общей направленности учебно-воспитательного процесса на творчество.

Актуальность данной темы обусловлена тремя объективными факторами: необходимостью создания условий для развития творческого потенциала учеников, потребностью во взаимодействии с социальными партнёрами для достижения совместной цели, а также необходимостью включения классного коллектива в активную деятельность.

Развитие творчества, инициативы и самостоятельности школьников становится приоритетным направлением в работе классного руководителя. Учитывая то, что каждый ребёнок наделён потенциальной способностью к какому-либо виду деятельности, наша роль заключается в выявлении, развитии и учёте его индивидуальных особенностей. В дальнейшем это поможет сознательному выбору школьниками профессии в соответствии с их способностями и увлечениями.

Педагогическое сотрудничество с социальными партнёрами (родителями, педагогами дополнительного образования, социальными службами школы и др.) создаёт необходимые условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребёнка, для проявления творчества в социальных отношениях.

Проанализировав ситуацию, классный руководитель пришел к выводу, что накопление и обогащение нравственного опыта эффективнее всего проводить через организацию коллективных творческих дел, которые позволяют расширить целостное представление о нравственном ценном опыте предшествующих поколений и решают такие важнейшие задачи, как

-       обогащение эмоционального мира нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;

-       вооружение  знаниями о морали, раскрытие ее сущности, социальной и психологической целесообразности мораль­ных норм;

-       формирование, накопление и обогащение опыта нравствен­ного поведения  путем организации  практической дея­тельности;

-       организация нравственного самовоспитания.

Ведущая педагогическая идея опыта – создание максимальной вариативности возможностей для  обогащения личного индивидуального опыта на основе принципов  сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности.

Длительность работы над опытом.

Работа охватывает период с 2002 по 2009 год  (5-11 класс) и содержит следующие этапы становления и развития:

I этап (подготовительный), 2002-2003 учебный год

v Изучение  методической литературы по вопросам организации воспитательной работы со  старшеклассниками в соответствие с новыми задачами.

v Создание динамичной воспитательной системы класса, включающей педагогические действия, направленные на формирование образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области.

II этап (практический), 2004-2008 учебный год

v  Планирование, разработка  и организация коллективных творческих дел с учащимися класса.

v  Анализ результатов творческой деятельности, сбор сведений о накопленном учащимися нравственном опыте.

 III этап (обобщающий), 2008-2009 учебный год

v   Анализ эффективности  воспитательной системы класса на основе применения технологии КТД.

Диапазон опыта представлен  системой работы классного руководителя по формированию Образа выпускника  общеобразовательной школы с 5 по 11 класс через систему коллективных творческих дел.

Теоретическая база опыта.

В системе отечественного образования неотъемлемую часть общего учебно-воспитательного процесса составляет целенаправленное развитие у школьников проявлений духовности: ориентация человека на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное нравственное совершенствование. Передачу детям такого вида знаний через организацию коллективных творческих дел можно осуществить с помощью «педагогики социального творчества», «педагогики сотрудничества» создателем которой является Игорь Петрович Иванов (1923-1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии им. А.Макаренко. В.А. Сухомлинский проблему творчества назвал в своё время одним из участков «педагогической целины». «Из живого, активного, деятельного существа ребёнок нередко превращается как бы в запоминающее устройство. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». Нельзя не согласиться с этим высказыванием.

Идеи развития творческих способностей посредством включения детей в мир природы, музыки, искусства, выдвинутые педагогом Сухомлинским для учеников начальной школы, видятся нам приемлемыми и даже необходимыми в любом возрасте.

Известный российский психолог Л.С. Выготский, рассматривая психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей, назвал творческой деятельностью такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое. «Умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества». Он раскрыл особенности литературного, театрального, художественного творчества в школьном возрасте. Его идеи взяты нами за основу при создании детского театра, организации литературных вечеров.

Креативный  уровень творческой активности личности высший. Человек обладает необходимыми интеллектуальными особенностями и качествами, характеризующими его как творческую личность.

Т.С. Альтшуллер, Сластёнин В.А. отмечают следующие признаки творческой личности:

·        самостоятельность;

·        инициативность;

·        находчивость;

·        готовность к риску (независимость мнений, оценок);

·        отсутствие привычки к категорическим суждениям;

·        высокая чувствительность (к новизне, противоречивому);

·        беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);

·        гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);

·        оригинальность мышления;

·        любознательность;

·        творческая личность «живёт под сенью парадоксов»;

·        самокритичность и способность испытывать информационный голод (жажду познания);

·        конструктивная активность;

·        высокая толерантность (терпение) к неопределённым и неразрешимым ситуациям;

·        неудовлетворённость;

·        вдохновение.

В.С. Шубинский главной особенностью творческой личности назвал «потребность в творчестве». Согласно его концепции мы стремимся развивать общетворческое  умение видеть необычное в обычном, по-новому взглянуть на привычное». Работая над опытом, мы постарались максимально раскрыть творческие возможности детей с учётом выше названных признаков творчества.

Творчество социальных партнёров и учащихся – основа благоприятного сотрудничества. Успех сотрудничества зависит от умения взрослых организовать творческий процесс.

Идеи педагогики сотрудничества идут из глубины веков: от Квинтилиана, Коменского, Песталоцци. Основы концепции коллективного обучения были заложены страсбургским педагогом Иоганнесом Штурмом. Идеи педагогики сотрудничества нам особенно близки, ибо мы ставим своей задачей раскрыть способности каждого ребёнка, создать условия для проявления творчества в социальных отношениях. Нам импонирует идея Л.С. Выготского, заключающаяся в том, что «сам ребёнок – субъект собственной деятельности, учитель, пользуясь большими возможностями социальной среды, в которой живёт и действует ребёнок, может направлять и руководить личной его деятельностью» [5; 6] . В связи с этим вопрос свободы творчества приобретает большую значимость.

Н.Е. Щуркова и Л.Д. Рагозина в монографии «Формирование жизненного опыта у учащихся» справедливо утверждают: «Предлагать ребёнку свободу творчества -  значит создавать педагогический импульс для самостоятельного обретения ребёнком смелости конструировать собственный опыт взаимодействия с миром» [13; 99] .

 Методологической базой построения воспитательной системы служат также отдельные положения современных концепций воспитания:

·        исследования в области решения проблем адаптации личности в различных социальных условиях (Б.Н. Алмазов, И.В. Дубровина, В. Клайн, А.Г. Рузская и др.);

·        теоретические положения о сущности целостного педагоги­ческого процесса и его обусловленности социологическими, психологическими факторами (В.П. Беспалько, А.В. Спирин, В.А. Сластенин, П. А. Флоренский,и др.);

·        определение общечеловеческих фундаментальных цен­ностей; выбор в широком спектре деятельности одного вида деятельности в качестве системообразующего («Системное построение процесса воспитания», В.А.Караковский);

·   понимание воспитания как педагогического компонента процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития ребенка («Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка»,  М.И. Рожков);

·   идея о жизни как новообразовании человека; постепенное, пошаговое движение в формировании образа жизни, достойного человека («Формирование образа жизни, достойной Человека», Н.Е.Щуркова)

 

Новизна опыта состоит в заимствовании технологии коллективной творческой, в стремлении создать максимальную вариативность возможностей «педагогики социального творчества» для проявления учащимися своих индивидуальных способностей  посредством включения в активные  и нестандартные формы деятельности, в создании условий для развития «социальной компетентности» выпускника общеобразовательной школы:

Ø умение принимать решение, делать ответственный выбор;

Ø готовность нести ответственность за свои поступки;

Ø умение анализировать ситуацию;

Ø умение понимать себя, свои потребности и устремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;

Ø способность быть успешным в выбранном виде деятельности;

Ø умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию конструктивными, корректными способами;

Ø осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности. 

Раздел II. 

Технология опыта.

Цель опыта: создание системы работы в классном коллективе по накоплению и обогащению нравственного опыта выпускниками общеобразовательной школы через коллективную творческую деятельность.

Задачи:

-         Разработка системы коллективных творческих дел с учётом возраста учащихся.

-         Развитие общественной активности учащихся при планировании и организации КТД.

-         Обогащение нравственного опыта учащихся через систему коллективных творческих дел.

-         Объединение усилий классного руководителя и родителей учащихся в накоплении и обогащении нравственного опыта выпускников.

Организация воспитательного процесса построена на следующих основополагающих принципах:

-       принцип сотрудничества предусматривает объединение целей детей и взрослых, организацию совместной жизнедеятельности, общение, взаимопонимание и взаимопомощь.

-       принцип творческой активности связан с необходимостью проектирования и создания условий для проявления и развития креативных способностей учащихся, на стимулирование у них желания стать субъектами индивидуального и коллективного жизнетворчества. Умелая педагогическая поддержка творческих устремлений воспитанников будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к  своему внутреннему и окружающему внешнему миру.

-       деятельностный принцип включает воспитание и общение членов сообщества организацией живого опыта бытия, отношений членов сообщества.

-       принцип коммуникативности основан на взаимосвязи основных субъектов воспитательного процесса. Он включает:взаимосвязь педагогов, учащихся, родителей;взаимосвязь учебной деятельности и внеучебной работы; взаимосвязь учебного заведения и окружающей среды.

-       принцип культуросообразности ориентирует всю систему образования на отношение к детству как культурному феномену, к школе и социуму – как к целостному культурно-образовательному пространству, где воссоздаются культурные образы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

-       принцип индивидуально-личностного подхода предполагает отношение к ребёнку как к личности, индивидуальности, нуждающейся в педагогической поддержке; принцип означает направленность воспитания на выявление, сохранение, и развитие индивидуальности, самобытности ребёнка.

-       принцип демократизации означает построение отношений между взрослыми и детьми на основе взаимного уважения, доверия, сотрудничества и сотворчества.

-       принцип духовности предполагает воспитание человека высокой культуры и нравственности. У воспитанников формируются духовные ориентиры, потребности в усвоении и обретении ценностей культуры, соблюдении во всех жизненных ситуациях норм гуманистической морали, интеллигентности.

 

Коллективная творческая деятельность - это целая совокупность приемов, коллективных действий детей и взрослых в определенной последовательности.

В основе организации и проведения любого дела лежат 6 стадий:

-       Предварительная работа.

-       Коллективное планирование.

-       Коллективная организация дела.

-       Коллективное проведение дела.

-       Коллективный анализ.

-       Последействие.

Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое. Оно коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно практической заботе. Оно творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Первая стадия — предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены на выбор детям, продумывают способы проведения своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить детей на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Когда? При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с учащимися. Организаторы увлекают детей радостной перспективой интересного и полезного дела. На этой стадии создается Совет дела (временный орган самоуправления на момент подготовки и проведения дела).

Вторая стадия — коллективное планирование дела. На этой стадии используются различные формы коллективного планирования.

Сбор-старт позволяет выбрать дело на пользу и радость себе и своему коллективу, людям, окружающим нас, далеким друзьям. Класс разбивается на микроколлективы, которые обсуждают вопросы: Для кого сделаем? Что сделаем? Кто участвует? Кто организатор? Когда и где проведем? Чья помощь нужна? А затем каждый микроколлектив защищает свои идеи. Таким образом, можно спланировать работу на четверть, месяц.

Разведка интересных дел (РИД), адрес указывается в маршрутном листе. Маршруты РИДа могут быть самые разнообразные: «Родная школа», «Окружающая жизнь», «Далекие друзья», «Детские передачи» и другие. После РИДа каждый микроколлектив защищает свои предложения, отвечая на вопросы: что сделаем? Для кого сделаем? Кто будет участвовать в деле? Кто его организует?

Советы организаторам:

-         не надо навязывать ребятам своих предложений, пусть они прозвучат как ваш вклад в общую копилку;

-         очень важно тактично помогать детям во время работы в микроколлективах;

-         приложите все усилия, чтобы найденное сообща стало традицией в классе.

Варианты коллективного планирования дела:

-       «мозговой штурм», целью которого является сбор предложений от каждого члена коллектива и определение общих очертаний предстоящего дела;

-       избирается совет дела, который распределяет задания между микроколлективами, оказывает необходимую помощь в их выполнении, осуществляет контроль за подготовкой задания;

-       отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска выбирают характер, форму своего участия реальным добровольным действием;

-       когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив защищает свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение;

-       копилка интересных предложений;

-       конкурс между микроколлективами на лучший план дела;

-       конкурс индивидуальных проектов.

Научить ребят планированию можно лишь в том случае, если это часто делать. В старших классах  коллективно планируется каждое дело, проводимое в классе. Поначалу в делах участвовали только «активисты». Постепенно от дел, в которых участвовал узкий круг детей, перешли к делам, которыми занимались все на различных стадиях их подготовки и проведения.

Не сразу школьники пришли к пониманию необходимости выбора дел, приносящих пользу и радость не только себе, но и другим, по мере развития коллектива все большее количество учащихся включились в разные этапы дела. Это привело к тому, что на смену дел развлекательного характера пришли социально значимые дела, интеллектуальные, деловые, ролевые игры, социальные и творческие проекты.

В работе классного руководителя сложилась система проведения коллективных творческих дел:

5 класс

«Завтрашний характер в сегодняшнем поступке»

«Дарить людям радость»

6 класс

«Белогорье… Милый сердцу край!»

«Твоё любимое дело. Какое оно?»

7 класс

«Роскошь человеческого общения»

 «Гражданином быть обязан»

8 класс

 «Здоровые привычки или жизнь в собственное удовольствие?»

«Символы мощи, величия и единства России»

9 класс

«Компас добрых дел" (Приложение №1)

Третья стадия — коллективная подготовка дела. Классный коллектив разбивается на микрогруппы, каждая микрогруппа получает задание согласно плану, разработанному на втором этапе. Определяются конкретные сроки выполнения задания. Руководящий орган, совет дела уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает и так, что в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают к делу, так как не приобрели еще умения преодолевать трудности. Поэтому велика роль взрослого, старшего товарища. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним. Оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия — проведение КТД. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Педагог, по возможности, незаметно для всех участников дела, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудавшиеся моменты.

Пятая стадия — коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива, посвященный итогам КТД, или по группам. Каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и другими средствами: опросом, заполнением анкеты через стенгазету, творческими отчетами. Главное, чтобы каждый участвовал в размышлении об опыте (своем собственном и своих товарищей) проведенных КТД, учился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники учатся вырабатывать общественное мнение, создавать добрые традиции.

Шестая стадия — ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, переживаниями. Говорят о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые дела.

На основе анализа дела принимается общее решение, корректируются перспективы дел. У детей развивается способность оценивать себя и друг друга. На этом этапе происходит развитие достижений детского коллектива. Сохраняются добрые отношения, возникшие в процессе подготовки и проведения КТД.

Система коллективных творческих дел позволяет объединить различные возрастные группы, реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания внутри коллектива, выявить подлинных лидеров. Невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной цели или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. А для того, чтобы она была предложена школьниками, нужно создание специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы. Направленность на успех этой методики способствует максимальному раскрепощению ребят, повышению их самооценки.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, необходимо соблюдать определённые условия:

-       нельзя нарушать последовательность действий (этапов) при подготовке и проведении любого КТД,

-       подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел,

-       важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире.

«Какое самое главное достоинство КТД? Пожалуй, вот какое: КТД – это сама жизнь или игра в жизнь. На языке науки можно было бы сказать – в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют» в трудовой десант, рейд, фабрику, почту, сюрпризы, пресс-конференцию, защиту проектов, путешествие, экспедицию, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы. Здесь все вместе. И вот эта жизнь, организованная детьми вместе с педагогом, – эти дела, политические и нравственные споры, труд, походы, встречи и расставания, песни, сюрпризы, философские размышления, все – дружба, хохот, юмор, шум, суета, а то и неразбериха, – именно это, как в нормальной человеческой жизни, пестует, возвышает, развивает, способствует становлению личности. Растет Гражданин – Хозяин – Друг – Работник» (Л. Борисова, доктор социологических  наук, действительный член Международной педагогической академии).

При формировании классного коллектива основной задачей является установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Обязательное условие развития личности ребенка в коллективе  - это его  эмоциональное благополучие, потребность в общении. Каждый ребенок должен найти свое место в классном коллективе и реализовать себя в различных внеклассных мероприятиях. Очень хотелось бы, чтобы  гражданское становление моих воспитанников обеспечивалось применением таких  методических приёмов, которые  помогали бы развернуть ребят к настоящей реальной жизни, учили их видеть окружающую  жизнь, видеть кому, когда и какая нужна помощь. Это можно было осуществить только через коллективную творческую деятельность, объединяющую ребят в их общем стремлении сделать мир лучше, пусть в маленьком, но в конкретном жизненно-практическом реальном деле. Именно реальность, осязаемость дела, а не разговоры о хорошем поступке были так привлекательны для моих воспитанников на протяжении 7 лет нашего сотрудничества. Формирование у детей гражданской  ответственности, духовности, культуры я проводила через систему коллективных творческих дел.

КТД дают возможность учащимся: реализовать и развить свои способности; расширить знания об окружающем мире; приобрести навыки проектирования; проявить организаторские умения; закрепить коммуникативные навыки; развить способности к анализу; освоить культурное пространство; сформироваться как личность.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, и наконец, просто знакомятся  и приобретают друзей.

КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическую технологию, коллективную творческую деятельность и отдельные ее элементы, используют в воспитательной работе с  учащимися для накопления и обогащения ими  нравственного опыта, для реализации общероссийских задач формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности, культуры в области образования.

Большое значение  коллективные творческие дела имеют и для классного руководителя. Они выводят из замкнутого мира преподавания одного предмета, приобщают к общим действиям с учениками, открывают широкие возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии. Идет интенсивный процесс не только совершенствования профессионального мастерства, но и развития личности педагога. К тому же каждый воспитатель в той или иной степени осуществляет процесс мягкого, гибкого управления.

Таким образом, коллективные творческие дела, как крупные воспитательные акции, создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности,  яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь этого большинства, позволяют перевести ценности системы в лич­ные ценности каждого из ее участников и, прежде всего, учащихся.

 

Раздел III.

Результативность отслеживалась ежегодно в 9, 10, 11 классах с помощью методики «Пословицы»,  разработанной кандидатом психологических наук  С.М.Петровой. Обработка,  интерпретация и анализ  результатов осуществлялся с заместителем директора по воспитательной работе  Колесниковой Н.К.  Данные исследований занесены в диаграммы.

\s  \s \s       

Сопоставление диагностических данных за три года  позволило  выявить систему ориентиров старшеклассников, получены сведения  о повышении уровня устойчивости желательных ценностных отношений моих воспитанников к жизни, к людям, к самим себе. По мере взросления ребят позитивным образом изменяется накопляемый ими нравственный опыт. У них ярко проявляются такие качества личности, как  коммуникабельность, порядочность, ответственность, они обладают высокими адаптивными способностями к современной жизни.

Результаты динамики творческой активности учащихся

Степень занятости детей

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

В кружках, секциях, клубах

40 %

75 %

100 %

В творческих конкурсах

42 %

63 %

85 %

В совместных мероприятиях (КТД)

36 %

57%

100 %

Результаты исследования

состояния духовно-нравственных качеств личности

(Методика «Ситуация выбора» и «Акт добровольцев» Л.В. Байбородовой, методика «Репка» А. И. Герцена)

Качества

2007-2008

2008- 2009

2009

Любовь к родине

50%

65%

84%

Готовность прийти на помощь

58%

71%

92%

Интерес к родной культуре

73%

86%

94%

 

Для определения степени приближенности учащихся 11 класса к Образу выпускника общеобразовательной школы Белгородской области за основу  была взята диагностическая программа изучения проявления формирующейся гражданской зрелости старшеклассников, разработанная заведующей кафедрой педагогики Красноярского государственного педагогического университета профессором М.И.Шиловой. Диагностика показала, что наиболее сформированы у старшеклассников  чувство собственного достоинства (87% опрошенных отнесли себя к людям с высоким уровнем развития этого качества), деловитость и организованность (94%), коммуникативность, тактичность и культура поведения (100%). Кроме того, у учащихся выпускного класса наблюдается высокий  уровень сформированности следующих качеств:

 

· успешность в учении и самообразовании – из 20 выпускников 2009 года 5 учащихся получили аттестаты особого образца (с Золотой медалью окончила школу Сарибакова Анастасия, с Серебряной медалью - Антонова Виктория, Кирюхин Евгений, Тагирова Диана, Шевченко Олег), остальные учащиеся освоили школьный курс только на «хорошо» и «отлично»;

 

· целеустремленность в самоопределении (85%).

Обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного сообщества осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия, как совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение музеев, выставок, походы, выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий.

 Участие родителей

в жизнедеятельности

классного сообщества

 

2007-2008

 

2008- 2009

 

2009

Проведение совместных мероприятий познавательного  характера (экскурсии в музеи, посещение выставок)

 

10%

 

25

 

50%

Совместная  творческая деятельность  с детьми при организации общешкольных праздников (День школы, Осенний бал, встреча Нового года)

 

 

46%

 

 

64%

 

 

100%

Выставки творческих семейных работ к тематическим общешкольным собраниям

 

12%

 

36%

 

60%

 Всё это является неоспоримым подтверждением эффективности применения в воспитательной работе «педагогики социального творчества», «педагогики сотрудничества».

 Раздел IV.

Библиографический список

1.     Борисова Л. Его педагогическое кредо// Учительская газета. 1988. Декабрь

2.     Вопросы методики Иванова / Под ред.С. Соловейчика. Киров, 1990

3.     Иванов И.П. Коллективное творческое дело. Киров, 1990

4.     Классное руководство в современной школе: Практическое пособие / Сост. Н.В.Щебланина. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с. (Управление образованием)

5.     Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – 2-е изд. – М.: «5 за знания», 2007. – 176 с. – (Классному руководителю).

6.     Никитина Н.Н., Шустова И.Ю. Коллективный анализ и планирование деятельности школьников: Учебно – методическое пособие. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 64 с.

7.     Поляков С. Педагогика общей заботы: законы обновления. //Первое сентября. 1998. № 20

8.     Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 256 с.

9.     Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с. – (Педагогическая мастерская).

10.                       Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

11.                       Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 250 с.

12.                       Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   
 
 
 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  

 

© ostapenkoti

Конструктор сайтов - uCoz